
закон обязательном страховании гпо владельцев транспортных средств
лицам при эксплуатации
владельцев транспортных
приходилась на лиц, состоявших
доля заработка, которая
Динамика взносов по ОСАГО в
бизнес развит мало, доля ОСАГО существенно выше
транспортного средства по обязательствам,
транспортных средств.
гражданской ответственности владельца
Обязательное и добровольное страхование
последствиях, а также с учетом справок, счетов и прочих документов,
< Пред СОДЕРЖАНИЕ След >Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств По договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных Законом об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств[1]. Данный вид страхования базируется на определенных принципах (рис. 7.5). Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории РФ транспортных средств, за исключением транспортных средств: • максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 км/ч; Рис. 7.5. Принципы, осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств • на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства РФ о допуске их к участию в дорожном движении на территории РФ; • Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных сил РФ и других войск; • транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность их владельцев застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является Российская Федерация; • а также принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям. К страховому риску по обязательному страхованию относится наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории РФ, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату, за исключением случаев возникновения ответственности вследствие: • причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования; • причинения морального вреда или возникновения обязанности но возмещению упущенной выгоды; • причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах; • загрязнения окружающей природной среды; • причинения вреда воздействием перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования; • причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования; • обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику; • причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию; • причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке, а также при движении транспортного средства по внутренней территории организации; • повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы, искусства, других объектов интеллектуальной собственности; • обязанности владельца транспортного средства возместить вред в части, превышающей размер ответственности, установленной в договоре обязательного страхования. Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств наряду с другими положениями должны включать следующие положения: • порядок заключения, изменения, продления, досрочного прекращения договора обязательного страхования; • порядок уплаты страховой премии; • перечень действий лиц при осуществлении данного вида страхования, в том числе при наступлении страхового случая; • порядок определения подлежащих возмещению убытков и осуществления страховой выплаты; • порядок разрешения споров по обязательному страхованию. Страховая сумма при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора страхования) возместить потерпевшим причиненный вред, составляет: • в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, – 160 тыс. руб.; • в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, – 160 тыс. руб.; • в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, – не более 120 тыс. руб. Размер страховой премии по обязательному страхованию автогражданской ответственности рассчитывается на основании страховых тарифов, устанавливаемых Правительством РФ в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств. Срок действия договора обязательного страхования составляет один год. Страховое возмещение страховщиком выплачивается в порядке, установленном законодательством, в случае предоставления потерпевшим правильно оформленных документов о дорожно-транспортном происшествии. Размер страхового возмещения застрахованному лицу определяется: • в случае полной гибели имущества потерпевшего – в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая; • в случае повреждения имущества – в размере расходов, необходимых для восстановления имущества. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться в присутствии прибывшего по сообщению участника дорожно-транспортного происшествия страховщика или представителя страховщика либо без участия указанных лиц. Без участия уполномоченных на то сотрудников полиции оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться в случае наличия одновременно следующих обстоятельств: • в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу; • дорожно-транспортное происшествие произошло с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом; • обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещениях о дорожно-транспортном происшествии, бланки которых заполнены водителями причастных к дорожно- транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его имуществу, не может превышать 25 тыс. руб. При этом страховщик имеет право назначить проведение независимой экспертизы причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в случае обнаружения противоречий, касающихся характера и перечня видимых повреждений транспортных средств и (или) обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, зафиксированных в представленных извещениях о дорожно-транспортном происшествии. Потерпевший имеет право предъявить требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, непосредственно страховщику, который застраховал его гражданскую ответственность, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств: • в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу; • дорожно-транспортное происшествие произошло с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована. Страховщик, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, проводит оценку обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, изложенных в извещении о дорожно-транспортном происшествии, и на основании представленных документов осуществляет потерпевшему но его требованию возмещение вреда в соответствии с правилами обязательного страхования в размере страховой выплаты от имени страховщика, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред (осуществляет прямое возмещение убытков), в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков. Страховщик, осуществивший прямое возмещение убытков, имеет право требования в размере страховой выплаты к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, или к причинившему вред лицу в предусмотренных законом случаях. Соответственно страховщик, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, обязан возместить в счет страховой выплаты по договору обязательного страхования страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков, возмещенный им потерпевшему вред. Соглашение о прямом возмещении убытков заключается между членами профессионального объединения страховщиков. Таким соглашением определяются порядок и условия расчетов между страховщиком, осуществившим прямое возмещение убытков, и страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред. Расчеты между указанными страховщиками могут производиться путем возмещения суммы оплаченных убытков по каждому требованию или исходя из числа удовлетво – репных требований в течение отчетного периода и средних сумм страховых выплат. Страховщик имеет право предъявить регрессивное требование к причинившему вред лицу в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, если: • вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего; • вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; • указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред; • указанное лицо скрылось с места дорожно-транспортного происшествия; • указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством; • страховой случай наступил при использовании указанным лицом транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств позволяет обеспечить гарантии возмещения убытков, возникших у владельцев автотранспортного средства в связи с исполнением обязанности возместить причиненный потерпевшему вред. Вместе с тем такое страхование является эффективной мерой защиты потерпевших граждан и юридических лиц, так как страховое обязательство выполняется в их пользу. [1] В редакции Федерального закона от 14 июня 2012 г. № 78-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном”".
непреодолимой силы или стихийного бедствия;
В 2014 г. с рынка ОСАГО ушли несколько страховых гиганта.
- события, связанные с
В части возмещения вреда,
Рынок ОСАГО, расширился за первое
Размер страхового возмещения определяется на основании соответствующих
Сокращение объемов премий по
ответственности владельцев транспортных средств»
недовольных системой ОСАГО как
РРРРРРРРРРРРРРРРРРРР
№ 40-ФЗ от 25 апреля
представителей, а также нарушений кем-либо из них
обеспечения, решения суда и т. д.) о факте нанесения ущерба и его
европейскому пути развития
владельцев транспортных средств
которые включается агентская комиссия
Заключение договора ОСАГО в электронном виде будет
ОСАГО из-за увеличения
7. Страховое возмещение выплачивается на основании:
8. По обязательному страхованию автогражданской ответственности лимит ответственности составляет 400 тыс. руб., при этом:
одобрен Советом Федерации и подписан президентом
заработок, которого лишился
мнения о том, что ОСАГО в целом навязывается
расходы на транспорт и др.);
стороны застрахованных.
ответственность могут:
дополнительные расходы,
страховки от 3 до 5 МРОТ).
Неизбежный рост тарифов на
средство диагностики
работающим у него, или лицам, находившимся на
6. К страховым событиям не относятся события, произошедшие вследствие:
со стороны потерпевших, так и со
политику, ориентируясь на
Много лет тарифы на не корректировались, время показало,
установленных правил эксплуатации средств транспорта,
причиненного жизни или
эксплуатировать свой автомобиль без полиса
тыс. руб. и не более — 120 тыс.
страховых взносов при этом варьировались от
выплат, в том числе полное
5. Страховые события
расходы на осуществление страхования (20 %), в
причиненного увечья или иного
завышенной . Стремясь снизить тариф, они высказывают
должны дополнять друг друга.
восстановить рынок страхования. Примером
-1% до 4% по отношению к первому полугодию
имущественные интересы, связанные с риском
гражданской ответственности автовладельцев
обращения: 12.05.16)
руб. при причинении вреда
продумывать свою ценовую
законопроект, который содержал объемный пакет поправок
объектом страхования являются
обязательном страховании гражданской
возникающим вследствие причинения вреда
Современное положение на
рублей в годовом исчислении
не более 160 тыс. руб. при
состоянии алкогольного, наркотического или токсического
16. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
военных действий, гражданских волнений, массовых
на иждивении потерпевшего;
Данных (ЕБД) всей информации о договоре.
и, вероятно, останется в пределах 1 трлн.
целью увеличения лимита
обязательное страхование
области, в 2014 году это 31,3 %)
Повышение защищенности
Еще одним вариантом электронного полиса может быть
средствах
отчисления в резерв компенсационных выплат
здоровья (санаторно-курортное
Власова О. Д. Современное состояние и перспективы
рублей, главным образом, из-за
12. Мнения различных авторов об ОСАГО
возмещение ущерба без учета
В июле 2014 года Государственная Дума приняла
http://www.autoins.ru/ru/osago/zakon/ — официальный
потерпевшим за вред,
потерпевших и обеспечения более
обязательном страховании
среднероссийских значений (например, в Магаданской
износа на меняемые запасные
гражданской ответственности
полугодие 2015 г. почти на 27 млрд.
здоровью одного потерпевшего.
Ежеквартальные колебания темпов роста
[Электронный ресурс]:
при этом ЦБ РФ также расширил тарифный коридор с
лечение, протезирование,
Мнения различных авторов об
расходы на погребение;
заявления страхователя
простой задачей для Банка России
В части возмещения вреда,
конфискации, ареста или прочих распоряжений властей.
2014. Объем страхового рынка в целом за
ДГО (добровольное страхование
причинения ущерба членам семьи страхователя, лицам,
ближайшие годы потерпит большие изменения,
требований по каско к виновникам
изменений, но расчет новых тарифов является не
количества крупных выплат и,
назрели и решать их надо быстро
потерпевший вследствие потери
Оформить полис ОСАГО в электронном виде.
года, когда базовые тарифы по ОСАГО выросли на 40 %,
гражданской ответственности с
ОСАГО является важным видом страхования. По нему в 2014
если РСА и ЦБ РФ решат последовать по
1. Страхование ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)
средство удаления
http://www.estimatica.info/assessment/transport/153-rynokavtostrahovaniya-i-avtoservisov-situatsiya-na-rynke-i-prognozyna-2016-god
увеличения тарифов на регулярные
Рыночное ценообразование и здоровая
подтверждаться фактом занесения в Единую Базу
управления автотранспортным средством лицом, не
конкуренция кажется хорошей перспективой на
обязательного страхования гражданской
насколько этот инструмент обязательного страхования не
ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ РОСТА И
взрывчатых веществ и предметов;
рынке автострахования, где
ущерб, причиненный имуществу.
чип-карточка, на которой будет размещаться
нескольких потерпевших, — 160
сайт Российского союза автостраховщиков (дата
МНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ АВТОРОВ ОБ
ответственности, который
Возможность для роста и развития
Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об
умысла или грубой неосторожности страхователя или его
Самые значимые изменения произошли 12 апреля 2015
Сокращение суброгационных
СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА
коэффициент повышен, в 10 регионах — понижен
необходимые для восстановления
причинении вреда жизни или
средства и повлекшие
Сокращение количества
страховой суммы по ОСАГО.
в России появился с 1
потерпевших, — 240 тыс. руб. и
повреждения здоровья;
ученый. — 2015. — №8. — С. 492-495
Брутто-премия по ОСАГО распределяется в
подтверждают страховой
ближайшие несколько лет, которая поможет
противопожарной охраны, хранения огнеопасных или
при использовании транспортного средства
году собиралось— 15,3% . В тех регионах, где страховой
Многие страхователи считают стоимость ОСАГО сильно
Боднер Г.Д., Друзин Р.В.
Страховать автогражданскую
размера выплаты по ОСАГО.
жизни, здоровью или имуществу потерпевших
имеющим на то прав, или лицом, находящимся в
Расширенный тарифный
2. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств
развития рынка ОСАГО в Самарской области // Молодой
развитие рынка ОСАГО требует быстрейших
информация о договоре ОСАГО
российском рынке ОСАГО
в закон об ОСАГО. В июле того же года, законопроект был
составленного страхового
трудоспособности или
документов соответствующих
интересы страхователя,
решения третейского,
случай (справка из ГИБДД,
причиненного имуществу
эксплуатируемом страхователем транспортном средстве;
С 1 января 2004 г. автовладелец не в праве
отчисления в резерв гарантий (2 %),
Бизнес ОСАГО признан убыточным во многих регионах России.
нетто-премия (77 %),
увеличение конкуренции на
РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ОСАГО
5. Современное положение на российском рынке ОСАГО
первое полугодие составил 518 млрд. рублей
потерпевшего, а также
11. Положительные и отрицательные аргументы увеличение лимита выплат по ОСАГО
следовательно, роста среднего
полных выплат по ОСАГО.
Кроме того, в 11 субъектах РФ территориальный
уменьшения ее в результате
отсутствует. Очевидно, что закон об ОСАГО
служит рынок КАСКО, где госрегулирование
В любом случае, очевидно, что изменения на рынке ОСАГО
страховые компании будут
документов (врачебно-трудовых экспертных комиссий, органов социального
9. Возможность для роста и развития рынка
10. ДИНАМИКА ВЗНОСОВ ПО ОСАГО
подтверждающих произведенные расходы.
средство устранения
ДТП при недостаточности
9. В сумму страхового возмещения российскими страховщиками включаются:
коридор предполагает
ответственности (штраф за отсутствие данной