
страхование размещение резервов
Если перевозка осуществляется с пересечением границы, то возникают специфические таможенные риски, связанные с ответственностью перед таможней. Согласно директиве Международного союза автомобильного транспорта, для всех стран, подписавшихся под Конвенцией о международной перевозке грузов, страхование таможенных рисков является обязательным. По данному полису в случае недоставления груза страховщики выплачивают таможенным органам сумму, недополученную ими из-за нарушения процедуры перевозки. Поскольку, согласно российскому Таможенному кодексу, ответственными за выплату пошлин признаются перевозчики, то именно на них возлагается обязанность приобретать эти страховые полисы. При этом Ассоциация международных автомобильных перевозчиков, являющаяся российским национальным гарантийным объединением, признает лишь полисы российской страховой компании "Ингосстрах" и английского общества взаимного страхования TT-Club.
первый взгляд нюансов, от которых будет зависеть, заплатит ли страховщик деньги
Сложности из-за обилия рисков
точки. Серьезные сбои могут произойти на любом этапе, в том числе по вине
Классическая защита грузовладельца
может заключить уже сам грузовладелец: в нем тоже есть много незначащих на
страховки у всех участников процесса грузоперевозки невозможно, а значит,
Таблица 1. Характеристики деятельности компаний, работающих на рынке страхования грузоперевозок
Сотрудничество страховщиков и грузоперевозчиков имеет еще несколько важных преимуществ. В лице страховщика перевозчики находят юридически подкованного защитника собственных интересов. При наличии договора страхования перевозчик может отстаивать свои интересы в суде и доказывать свою невиновность. Важнейшую роль играет наличие у перевозчика хорошо налаженных партнерских связей со страховой компанией. О важности неформальной составляющей отношений рассказывает Наталия Полунина, заведующая сектором страхования таможенных рисков компании "Ингосстрах":
наличие полисов страхования ответственности у всех своих контрагентов. Но зачем
В сегменте страхования массовых грузов лидируют компании "Ингосстрах", "Пари", РОСНО, "АльфаСтрахование", ВСК, НАСТА, Промышленно-страховая компания, "Прогресс-Гарант", "Ренессанс Страхование", "РЕСО-Гарантия", "Энергогарант".
Далее для удобства мы будем рассматривать происшествия, случившиеся во время автомобильной перевозки.
Договоры страхования ответственности перевозчиков заключаются еще и для того, чтобы удовлетворить требования экспедиторов. Дело в том, что, согласно стандартным условиям страхования ответственности экспедиторов, действие этого полиса распространяется лишь на перевозки, в которых перевозчики также страхуют свою ответственность.
оказаться настолько маленькой компанией, что в принципе не будет способен
Полноценное страхование внутренних и коммерческих импортных грузов - редкость. И дело тут даже не столько в отсутствии финансов у участников процесса перевозки грузов, сколько в недостаточном понимании механизмов страхования. Крупные предприятия-экспортеры, напротив, уже давно поняли все преимущества страхования грузов. Поэтому данный сегмент рынка поделен между несколькими страховщиками, на нем нет конкуренции, а система страхования хорошо отлажена. Другое дело рынок коммерческих перевозок, где грузовладельцы не столь крупны, число перевозчиков и экспедиторов достаточно велико, а страховые компании активно конкурируют между собой. На этом сегменте объемы страховых операций растут быстро, зато качество страховой защиты в большинстве случаев остается низким.
служба доставки отвечает
Сравнить тарифы страховщиков при страховании грузоперевозок очень сложно - тут нет базовых ставок, а подход очень индивидуален (информация о тарифной политике ведущих компаний представлена на нашем сайте www.raexpert.ru/insurance/). Серьезный разброс в тарифах по одним и тем же рискам связан с различием в условиях страхования. Естественно, большие тарифы обычно свидетельствуют о лучшей защите, предоставляемой полисом. Однако ориентироваться все-таки стоит на оптимальность соотношения цена-качество для каждого конкретного полиса. Перед его покупкой, уже определившись с собственными возможностями и оценив потенциальные риски, лучше обзвонить несколько страховых компаний и узнать точные условия страхования, в том числе покрытие всех описанных в статье рисков.
Предприятия, экспортирующие свою продукцию, как правило, имеют собственные страховые компании, которые за счет огромных гарантированных объемов и являются лидерами рынка ("Прогресс-Гарант", СК "ЛУКойл", "Интеррос-Согласие"). Значительные объемы по страхованию экспорта имеют также Промышленно-страховая компания и "Ингосстрах". В страховании рисков, связанных с перевозками грузов военного характера, лидерами являются "Ингосстрах" и Русский страховой центр. Практически монополистом на рынке страхования перевозок радиоактивных веществ, ядерных материалов, изделий из них и отходов выступает компания МАКС (крупнейшие проекты - транспортировка ОЯТ с АЭС "Козлодуй" в Болгарии, возврат в Россию природного компонента низкообогащенного урана по контракту ВОУ-НОУ).
Защита перевозчика и экспедитора
Самим перевозчикам подобное страхование практически никакой защиты не дает: оно является для них лишь своеобразной платой за эффективность работы гарантийной системы. На самом деле, оплатив требование таможни, гарантийная система или соответствующий страховщик практически в любом случае пойдут с регрессом к перевозчику. Что делать перевозчику в подобной ситуации? По мнению Наталии Полуниной из "Ингосстраха", единственный выход - заключать дополнительный договор добровольного страхования таможенных рисков:
перевозчика или склада будут копеечными, а с самого виновника не удастся
Наивный грузовладелец обычно считает, что если он выбрал экспедитора или перевозчика, имеющего полис страхования ответственности, то от всех проблем, связанных с повреждением или потерей груза, он защищен. Разочарование может прийти позже, когда с принадлежащим ему грузом что-то произошло, но ни страховая компания, ни перевозчик не собираются в полной мере возмещать убыток. И дело тут не в том, что его партнеры оказались плохими и нечестными, а в законодательстве, экономических реалиях и невнимательном изучении договора.
Предположим, торговая фирма импортирует из-за границы какой-то товар. Полный процесс его перевозки может быть достаточно длительным. В нем могут быть задействованы различные виды транспорта и склады. Поэтому, как правило, грузовладелец, купивший груз, не сам организует различные этапы доставки, а обращается к экспедиторской фирме. Та, в свою очередь, заключает договоры с различными перевозчиками, портами и складами. Если что-то происходит с грузом, то формально ответственным перед его владельцем будет экспедитор. Однако в большинстве случаев должен платить не он сам, а, например, владелец склада, где этот груз сгорел, морской перевозчик, корабль которого утонул вместе с грузом, или автоперевозчик, чей трейлер попал в аварию, водитель разгрузил груз мошенникам или бросил автомобиль ночью на обочине, а в него благополучно проникли воры. Цепочка на первый взгляд понятна: почти всегда можно найти виновного, который возместит ущерб. Классические рекомендации тоже вроде бы просты: потенциальный виновник, будь то экспедитор, перевозчик, владелец склада или погрузчик, должен застраховать ответственность и ни о чем не беспокоиться. Владелец же груза должен дополнительно купить полис на случай, если виновник не будет найден.
< Пред СОДЕРЖАНИЕ След >Условия обеспечения финансовой устойчивости страховых компаний Под финансовой устойчивостью страховой организации понимается стабильность ее финансового положения, обеспечиваемая достаточной долей собственного капитала (чистых активов) в составе источников финансирования. Внешним проявлением финансовой устойчивости страховой организации является ее платежеспособность, под которой, в свою очередь, следует понимать способность страховщика исполнить обязательства по выплате страховой суммы или страхового возмещения страхователю или застрахованному лицу по договорам страхования. В соответствии с гл. 3 Закона о страховании, которая определяет порядок обеспечения финансовой устойчивости страховщиков в Российской Федерации, гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховых компаний являются: • экономически обоснованные страховые тарифы; • страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования, взаимного страхования; • собственные средства; • система перестрахования. Собственные средства страховщиков включают уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенную прибыль. Достаточный размер уставного капитала обеспечивает финансовую устойчивость компании на момент ее создания и на начальный период деятельности, когда объем поступлений страховых премий невелик. Минимальный размер уставного капитала определяется действующим законодательством и учредительными документами компании. Он может быть использован как для обеспечения уставной деятельности, так и для покрытия расходов по страховым выплатам в случае недостаточности страховых резервов и страховых поступлений. Следующим условием обеспечения финансовой устойчивости является создание страховых резервов и фондов, которые отражают размер не исполненных на данный момент времени обязательств страховщика по страховым выплатам. Обязанность страховщиков формировать страховые резервы закреплена в Законе о страховании. В соответствии с ним страховщики образуют из полученных страховых взносов необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы по личному страхованию, имущественному страхованию и страхованию ответственности. Необходимо отметить, что если страховая компания осуществляет несколько видов страхования, то резервы по каждому виду формируются отдельно. Страховые резервы должны формироваться и размещаться в соответствии с правилами, утвержденными ФСФР России следующими нормативными актами: 1) приказ Минфина России от 2 июля 2012 г. № 100н "Об утверждении Порядка размещения страховщиками средств страховых резервов"; 2) приказ Минфина России от 18 октября 2002 г. № 24-08/13 "О Примерах расчета страховщиками резерва произошедших, но незаявленных убытков и стабилизационного резерва". Страховщик имеет право формировать страховые резервы в соответствии с нормативными указаниями, содержащимися в вышеназванных нормативных актах, а также по согласованию с Министерством финансов РФ в случаях, предусмотренных Правилами формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, утвержденными приказом Минфина России от 11 июня 2002 г. № 51н, может рассчитывать иные страховые резервы и (или) использовать иные методы их расчета. Состав страховых резервов приведен на рис. 3.2. Рис. 3.2. Страховые резервы страховщика Следующим фактором, обеспечивающим финансовую устойчивость страховщика, является соблюдение нормативного соотношения между активами и принятыми на себя обязательствами. Страховщики обязаны соблюдать нормативные соотношения между активами и принятыми ими страховыми обязательствами в размере так называемого нормативного размера маржи платежеспособности. Методика расчета этих соотношений и их нормативные значения устанавливаются Федеральным органом по надзору за страховой деятельностью в соответствии с Положением о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств, утвержденным приказом Минфина РФ от 2 ноября 2001 г. № 90н. Данная методика не распространяется на страховые медицинские организации в части операций по обязательному медицинскому страхованию. Под нормативным соотношением между активами страховщика и принятыми им страховыми обязательствами (нормативный размер маржи платежеспособности) понимается величина, в пределах которой страховщик, исходя из специфики заключенных договоров и объема принятых страховых обязательств, должен обладать собственным капиталом, свободным от любых будущих обязательств, за исключением прав требования учредителей, уменьшенным на величину нематериальных активов и дебиторской задолженности, сроки погашения которой истекли (фактический размер маржи платежеспособности). Суть действующей методики оценки платежеспособности страховой организации сводится к сопоставлению фактического размера маржи платежеспособности с се нормативным размером, рассчитанным по данным оцениваемой страховой организации в соответствии с названным положением. Фактический размер маржи платежеспособности страховщика рассчитывается как сумма: • уставного капитала; • добавочного капитала; • резервного капитала; • нераспределенной прибыли отчетного года и прошлых лет; • уменьшенная на сумму: – непокрытых убытков отчетного года и прошлых лет; – .задолженности акционеров (участников) по взносам в уставный капитал; – собственных акций, выкупленных у акционеров; – нематериальных активов; – дебиторской задолженности, сроки погашения которой истекли. Нормативный размер маржи рассчитывается на основании Положения о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств отдельно по страхованию жизни и по страхованию иному, чем страхование жизни. Нормативный размер маржи платежеспособности страховщика по страхованию иному, чем страхование жизни, равен наибольшему из рассматриваемых далее двух показателей, умноженному на поправочный коэффициент. Первый показатель – показатель, который рассчитывается на основе страховых премий (взносов) за 12 месяцев, предшествующих отчетной дате. Данный показатель равен 16% от суммы страховых премий (взносов), начисленных по договорам страхования, сострахования и договорам, принятым в перестрахование, за расчетный период, уменьшенной на сумму: • страховых премий (взносов), возвращенных страхователям (перестрахователям) в связи с расторжением (изменением условий) договоров страхования, сострахования и договоров, принятых в перестрахование, за расчетный период; • отчислений от страховых премий (взносов) по договорам страхования, сострахования в резерв предупредительных мероприятий за расчетный период; • других отчислений от страховых премий (взносов) но договорам страхования, сострахования в случаях, предусмотренных действующим законодательством, за расчетный период. Второй показатель – показатель, рассчитываемый па основе страховых выплат, расчетным периодом для его вычисления являются три года (36 месяцев), предшествующих отчетной дате. Данный показатель равен 23% от 1 /3 суммы: • страховых выплат, фактически произведенных по договорам страхования, сострахования и начисленных по договорам, принятым в перестрахование, за минусом сумм поступлений, связанных с реализацией перешедшего к страховщику права требования, которое страхователь (застрахованный, выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования, за расчетный период; • изменения резерва заявленных, но неурегулированных убытков, и резерва произошедших, но незаявленных убытков, по договорам страхования, сострахования и договорам, принятым в перестрахование, за расчетный период. Страховщик, у которого с момента получения впервые в установленном порядке лицензии на осуществление страхования иного, чем страхование жизни, до отчетной даты прошло менее трех лет (36 месяцев), не рассчитывает второй показатель. Расчетным периодом для вычисления поправочного коэффициента является год (12 месяцев), предшествующий отчетной дате. Поправочный коэффициент определяется как отношение суммы: страховых выплат, фактически произведенных по договорам страхования, сострахования и начисленных по договорам, принятым в перестрахование, за минусом начисленной доли перестраховщиков в страховых выплатах за расчетный период; изменения резерва заявленных, но неурегулированных убытков, и резерва произошедших, но незаявленных убытков, по договорам страхования, сострахования и договорам, принятым в перестрахование, за минусом изменения доли перестраховщиков в указанных резервах за расчетный период; к сумме (не исключая доли перестраховщиков): страховых выплат, фактически произведенных по договорам страхования, сострахования и начисленных по договорам, принятым в перестрахование, за расчетный период; изменения резерва заявленных, но неурегулированных убытков, и резерва произошедших, но незаявленных убытков, по договорам страхования, сострахования и договорам, принятым в перестрахование, за расчетный период. При отсутствии в расчетном периоде страховых выплат по договорам страхования, сострахования и договорам, принятым в перестрахование, поправочный коэффициент принимается равным 1. В случае если поправочный коэффициент меньше 0,5, то в целях расчета он принимается равным 0,5, если больше 1 – равным 1. Страховщик, у которого с момента получения впервые в установленном порядке лицензии на осуществление страхования иного, чем страхование жизни, до отчетной даты прошло менее года (12 месяцев), в качестве расчетного периода при вычислении поправочного коэффициента использует период с момента получения лицензии до отчетной даты. В случае если фактические данные об операциях по виду обязательного страхования не менее чем за три года свидетельствуют о стабильных положительных финансовых результатах за каждый год по указанному виду страхования и если сумма страховых премий (взносов) по этому виду страхования составляет не менее 25% от суммы страховых премий (взносов) по страхованию иному, чем страхование жизни, то по согласованию с ФСФР России величины процентов, используемых для расчета первого и второго показателей по данному виду страхования, могут использоваться в размерах меньших, чем это предусмотрено в указанном выше Положении, но не менее 2/3 от установленных величин. Нормативный размер маржи платежеспособности страховщика, осуществляющего страхование жизни и страхование иное, чем страхование жизни, определяется путем сложения нормативного размера маржи платежеспособности по страхованию жизни и нормативного размера маржи платежеспособности по страхованию иному, чем страхование жизни. Если нормативный размер маржи платежеспособности страховщика меньше минимальной величины уставного (складочного) капитала, установленной ст. 25 Закона о страховании, то за нормативный размер маржи платежеспособности страховщика принимается законодательно установленная минимальная величина уставного капитала. В случае если на конец отчетного года фактический размер маржи платежеспособности страховщика превышает нормативный размер маржи платежеспособности менее чем на 30%, страховщик представляет для согласования в Министерство финансов РФ в составе годовой бухгалтерской отчетности план оздоровления финансового положения. В этом плане может быть предусмотрено изменение размера уставного капитала, расширение перестраховочных операций, изменение тарифной политики, сокращение дебиторской и кредиторской задолженностей, изменение структуры активов, а также применение других способов поддержания платежеспособности, не противоречащих законодательству РФ. Расчет соотношения между фактическим и нормативным размерами маржи платежеспособности производится страховщиком ежеквартально. Еще одним важным условием обеспечения финансовой устойчивости страховых организаций является использование системы перестрахования. Передача части рисков в перестрахование позволяет решить ряд важных проблем, среди которых стабилизация результатов деятельности страховщика за продолжительный период в случае отрицательных результатов по всему страховому портфелю в течение всего года; расширение масштаба деятельности (принятие на себя большого числа рисков) и повышение конкурентоспособности; защита собственных активов при неблагоприятных обстоятельствах. Однако при этом страховая организация должна оценить экономическую эффективность данного решения. Преимущество перестрахования заключается в том, что страховщик, перестраховывающий принятые на себя риски, создает дополнительные гарантии своей финансовой устойчивости. Следовательно, страхователь получает дополнительную уверенность в полном и своевременном возмещении ущерба.
варианты предугадать невозможно. Значит, чтобы не залезть в долги перед
перед грузовладельцем за весь процесс доставки груза от начальной до конечной
Случаи, когда виновные есть и их ответственность полноценно застрахована, мы рассмотрели. Но ведь бывает и так, что виновных, с которых можно было бы взыскать убытки, просто нет. Например, случаются стихийные бедствия или разбойные нападения на автомобиль перевозчика. В подобных случаях страховое возмещение можно получить лишь по договору страхования груза. Поскольку выплаты в этом виде не зависят от виновности или невиновности кого-либо, а страховая сумма устанавливается, исходя из стоимости груза, а также расходов, связанных с его перевозкой, то наличие соответствующего договора страхования оказывает владельцу груза существенную помощь в любой ситуации. По мнению руководителя направления страхования грузов компании "РЕСО-Гарантия" Кирилла Кругляка, наиболее удобным является заключение договора страхования door-to-door, покрывающего риски на всем пути следования груза, включая погрузку и разгрузку.
оценив все возникающие при этом риски (см. схему).
- В любых обстоятельствах выплаты не производятся в случае убытков, связанных с предписаниями государственных властей и несоответствием упаковки грузов. Именно в последнем случае зачастую возникают проблемы. Это только кажется, что товары, упакованные где-нибудь в Европе по технологии, оправдывающей себя на их дорогах, доедут до российского покупателя в целости и сохранности. На наших дорогах грузы, прежде всего хрупкие и высокотехнологичные, требуют особой упаковки. А в случае несоответствия упаковки качеству дорог решение о выплате возмещения целиком зависит от страховщика.
При правильном страховании грузов подобных неприятностей быть не должно. Выплаты в этом виде, как уже говорилось, не зависят от виновности или невиновности перевозчика, а в договоре возможно указание реальной цены по документам производителя товара. Впрочем, в компании РОСНО нас предупредили, что и здесь могут возникнуть проблемы: поскольку правомерность выплат проверяется контролирующими органами, то страховщики, по идее, все же должны требовать от грузовладельцев сопроводительные документы на товар. Правда, как показывает опыт, обычно страховщикам и грузовладельцам удается договориться. Но это уже те самые неформальные договоренности, о которых шла речь выше: на работу с реальными, а не прописанными в инвойсе ценами грузов пойдут лишь те страховщики, которые уверены в своем клиенте и заинтересованы в нем. Так что при выборе партнеров по страхованию международных грузоперевозок эффективное сотрудничество возможно лишь с серьезными страховыми компаниями, имеющими значительные объемы по этому виду деятельности и хорошую репутацию.
Таблица 2. Компании -- лидеры в страховании грузоперевозок
- Важен процесс приема или сдачи груза в пунктах отправления и назначения. Чтобы впоследствии не возникло разногласий, страховщики могут предложить воспользоваться услугами независимых экспертных организаций, которые в своих отчетах зафиксируют состояние транспортного средства, груза, его упаковки. В итоге, если возникнут убытки, то они будут обоснованно отнесены на счет отправителя, использовавшего, например, некондиционную упаковку или сэкономившего на организации качественных погрузочно-разгрузочных работ. Чрезвычайно важно детально рассмотреть документооборот, использующийся всеми сторонами, участвующими в процессе организации транспортировки грузов. Неправильно предоставленная страховщику информация может привести к тому, что ни одной из сторон не удастся документально доказать свой имущественный интерес в застрахованном грузе.
В Конвенции CMR, разработанной в развитых европейских странах, о подобной коллизии интересов ничего не сказано. А значит, грузовладелец вполне законно может предложить ориентироваться не на стоимость груза, указанную в инвойсе, а на рыночную стоимость по биржевым сводкам или на сумму, полученную путем умножения веса груза на те самые 12 долларов. Однако на практике делать это рискованно - в процессе расследования запросто может всплыть умышленное занижение стоимости груза при пересечении границы, и грузовладелец будет включен в "черные списки" таможни. А это, прямо скажем, гораздо неприятней, нежели единичная потеря груза.
сначала заплатит, а уж потом разберется с виновными.
ESG-рэнкинг российских компаний, итоги 2022 года Рейтинг региональных общественных палат, 2022 год ESG-рэнкинг российских компаний, декабрь 2022 Рейтинг влиятельности вузов, 2022 год Рейтинг крупнейших компаний России по объему реализации продукции, 2022 годРейтинг лучших годовых отчётов, 2022 годОбщественные советы при ФОИВ, 2022 год Региональный рейтинг третьего сектора «Регион-НКО», 2022 год ESG-рэнкинг российских компаний, ноябрь 2022
Что бы ни произошло с грузом, один из участников происшествия известен точно - это компания-перевозчик, точнее, ее представитель. Именно перевозчик по определению является самой последней инстанцией, от которой, в зависимости от ситуации, будет требовать возмещения ущерба либо экспедитор, либо грузовладелец. Впрочем, сказанное выше не означает, что перевозчик должен в любом случае возмещать ущерб. В международной конвенции о перевозках грузов автомобильным транспортом (Конвенция CMR) сказано, что перевозчик несет ответственность за гибель груза, его повреждение, недостачу или несвоевременность доставки только в случае доказанности его вины и только в четко оговоренном объеме. При этом бремя доказательства виновности лежит на потерпевшей стороне.
ESG-рэнкинг российских компаний, февраль 2023
вполне вероятны ситуации, когда выплаты по договору страхования ответственности
Многообразие рисков и массовое занижение стоимости при перевозках требуют серьезной страховой защиты груза
в случае порчи или потери груза. Попробуем разобраться в страховой защите
В страховании внутренних и импортных коммерческих грузов рынок фактически делится на две ниши. Рассказывает начальник управления страхования морских рисков компании "Прогресс-Гарант" Артем Ушаков:
получить денег даже через суд и банкротство. С одной стороны, перевозчик может
противоправные действия. Украдет, например, и скроется. Всякое бывает. Все
Однако, поговорив со специалистами, мы поняли две важные вещи. Во-первых, на российском рынке страхования грузоперевозок огромную роль играют неформальные отношения страховщика и страхователя, о сути которых будет рассказано ниже. Во-вторых, цепочка сама по себе очень легко может дать сбой. И дело не только в том, что у одного из участников процесса может отсутствовать полис. Важнее другое: ответственность страховой компании по этому полису может не соответствовать реальным рискам страхователя и его партнеров.
Не является панацеей и договор страхования грузов, который
Но даже полис "с ответственностью за все риски" не дает гарантии, что в случае утраты груза убыток будет возмещен сполна. Чтобы не оказаться в неприятной ситуации, надо хорошо изучить условия договора. Возмещение убытков, связанных с терактами, военными действиями, а также воздействием радиации и опасных веществ, оговаривается заранее. За включение этих и ряда других рисков в полис страховщики берут дополнительную плату. Кроме того, начальник отдела страхования грузов компании "Энергогарант" Виктор Рассказов советует обращать внимание еще на один аспект:
- Страховщик во всех спорных ситуациях, связанных с выплатой возмещения, будет принимать положительное решение. В частности, мы предпочитаем сначала заплатить возмещение пострадавшему лицу, а уж потом пытаемся найти действительного виновника страхового случая и предъявить ему регрессный иск.
сотрудников экспедиторской фирмы. К тому же отследить наличие полноценной
процесса грузоперевозки, проследив всю цепочку от производителя до заказчика и
Классические риски при перевозке грузов мы рассмотрели. Но есть еще российская специфика. Дело в том, что в абсолютном большинстве перевозок, в ходе которых пересекается граница, реальная стоимость груза серьезно отличается от стоимости, указанной в сопроводительном документе - инвойсе. Как правило, не желая платить таможенные пошлины полностью, сами владельцы занижают стоимость груза не просто в разы, а на порядки. Естественно, перевозчику грех этим обстоятельством не воспользоваться, и владелец груза после выставления претензии неминуемо услышит от него: "Какой такой груз на сто тысяч долларов, вот же черным по белому написано - одна тысяча...".
- Как правило, соответствующие риски включаются в комплексный договор страхования ответственности перевозчика. Заключать такие договоры могут все страховые компании, имеющие соответствующие лицензии. При этом правомочные требования таможенных органов (за исключением наложенных штрафов) будут оплачены страховщиком даже без решения суда и выхода разбирательства на уровень гарантийной системы.
возместить убыток. С другой стороны, он может специально совершить с грузом
О том, как можно избежать подобных проблем, нам рассказал начальника управления страхования грузов и ответственности перевозчика компании "АльфаСтрахование" Александр Шамо:
Очень важно, что при международных перевозках ущерб может быть покрыт не в полном объеме. Так, согласно конвенции CMR, существует два способа расчета возмещения при наступлении ответственности перевозчика. Она должна рассчитываться, либо исходя из рыночной стоимости груза, либо исходя из установленной величины, составляющей в настоящее время около 12 долларов за килограмм груза. Не редки случаи, когда ответственность страховщика по договору страхования недостаточна с точки зрения полного покрытия стоимости груза. В итоге возмещение владельцу недостающей части суммы также ложится на страховщика грузов.
Примеров, когда перевозчик бесспорно будет платить владельцу грузов, множество. Вот самые распространенные: мошенники завладели грузом из-за разгильдяйства перевозчика, сломался рефрижератор, автомобиль попал в дорожно-транспортное происшествие. Во всех этих случаях финансовую защиту перевозчика обеспечивает стандартный полис страхования ответственности. Стоимость такого полиса невысока, ведь он охватывает далеко не все возможные риски. Соответственно, страховщики обычно предлагают перевозчикам более дорогие комплексные программы страхования. Так, перевозчик может застраховаться дополнительно на случаи просрочки доставки груза или его выдачи неправомочному получателю (эти риски не входят в стандартный полис). Можно застраховать и ответственность перед третьими лицами (груз иной раз выпадает из автомобиля на проходящего мимо человека). В комплексный договор страхования ответственности перевозчиков входят таможенные риски (см. "На таможне"). При зарубежных поездках обязательным является полис страхования автогражданской ответственности ("зеленая карта").
Таким образом, экспедиторы должны обязательно проверять
грузовладельцем, остается одно - страховать свою ответственность. Страховщик
тогда им самим тратить деньги и страховаться? Все просто:
Защита грузовладельца по-русски
- "Дочки" иностранных страховщиков ("AIG Россия", "Ост-Вест Альянс") предпочитают работать с корпоративными клиентами своих материнских компаний, а мы работаем с более динамичным российским бизнесом. При этом, поскольку зарубежные поставщики избегают принимать на себя транспортные и таможенные риски, связанные с Россией, и груз поставляется на условиях Ex Works (то есть переходит в распоряжение российского покупателя уже на складе поставщика), то и решение о том, где страховать груз, принимает покупатель. Практика показывает, что россияне предпочитают услуги отечественных страховщиков.