афины это полис или нет

Коллегия (исп.вл.) . Высшим органом была коллегия стратегов. Стратеги ведали вопросами войны и коман­дования армии, военного суда, внешней политики. Сре­ди 10 стратегов один командовал гоплитами, один уп­равлял снабжением флота, один — охраной границ, два — охраной афинского порта Пирея, остальные поо­чередно командовали армией в походах. Судить стратегов могло только народное собрание. Пер­вый стратег фактически обладал властью главы государства. С 444 по 429 гг. до н. э. (кроме 430 г.) народное собрание избирало на эту должность Перикла;

Спартиаты - считались полноправными гражданами. Главной обязанностью считалась военная. Немногие избранные граждане входили в привилегированный корпус 300 всадников. В целях поддержания единства спартиаты должны были участвовать в общественных трапезах - сисситиях. Одинаковыми были одежда и вооружение воинов. Поддержанию единства спартиатов способствовали и установленные Ликургом правила против роскоши, запрещалось торговать.

Если Акрополь был центром религиозной жизни древних афинян, то Агора – средоточием деловой жизни и светских развлечений. Сюда приходили пообщаться, узнать последние новости. У подножия холма Акрополя – сразу две агоры: Римская и Греческая. Греческая агора была местом народных собраний, на ней размещались общественные и административные здания, торговые сооружения. На Ареопаге – невысоком холме, расположенном к северо-западу от Акрополя, некогда собирался Совет старейшин. Спустя века на его плоской вершине апостол Павел проповедовал афинянам христианство. Среди сохранившихся сооружений наиболее интересна стоя Аттала, воздвигнутая пергамским царем Атталом (159–138 до н. э.). После реставрации она служит археологическим музеем. Римская агора – более поздняя. У ее восточной стены находится восьмиугольная башня, построенная в I веке н. э. Официальное название этого здания – часы Андроника (во внутреннем помещении находится клепсидра – водяные часы). Неофициальное, более романтичное, – Башня ветров: на каждом углу башни находится рельефное изображение ветра. Неподалеку находится Библиотека, построенная императором Адрианом. Еще одна любопытная достопримечательность – памятник Лисикрату, победителю дионисийских состязаний.

Аристократия – знатные люди.

Афины прекрасны в любую погоду и в любое время суток. Можно часами бродить по тесным улочкам Плаки, толкаться на суетливых по-восточному рынках, любоваться роскошно оформленными витринами магазинов района Колонаки, ужинать в тавернах и до поздней ночи танцевать сиртаки или слушать бузуки. Можно зайти в знаменитую лавочку, в которой Ставрос Мелиссинос делает свои сандалии и пишет стихи. Когда-то его обувь носили «Битлз», Софи Лорен и Рудольф Нуриев. Сейчас лавка обветшала, сандалии делает помощник Мелиссиноса, но на стенах по-прежнему висят стихи на греческом.

Планировка города, построенного на холмах, никогда не бывает правильной. Греческая столица – не исключение. Улицы изгибаются вокруг склонов, дома то карабкаются вверх, то теснятся в низинах. Современные здания невысокие, не больше пяти этажей. Это обусловлено опасностью землетрясений. Они мало чем отличаются от бетонных коробок во всем мире. Зато домики в неоклассическом стиле, разбросанные на склонах холмов, очень живописны. На тех улицах, где не хватает места для садиков, афиняне пристраивают на балконах горшки с комнатными цветами.

Амфора – большой глиняный сосуд.

В V в. н. э. Парфенон стал церковью Богоматери, десять веков спустя турки устроили в нем мечеть. Эрехтейону была уготована участь гарема турецкого паши, а храм Ники Аптерос разобрали для строительства бастиона. Впоследствии турки приспособили Парфенон под пороховой склад. В 1687 г. после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы. В начале XIX в. лорд Элгин ограбил Парфенон, вывезя в Англию все сохранившиеся скульптуры и десятки метров фриза. Греция неоднократно пыталась вернуть эти ценности, но безрезультатно. Античные шедевры и поныне хранятся в Британском музее и Лувре. Лишь часть из них можно увидеть в Музее Акрополя. Частичная реставрация Парфенона была проведена только в XIX веке. Время было жестоко не только по отношению к этому зданию, многие афинские достопримечательности до сих пор лежат в руинах.

Тиран – единовластный правитель.

знатью и народом. Надо иметь в виду, что вообще

можно сказать, не имел своей доли.

Пожалуй, не найдется ни одного образованного человека, который не слышал бы о противостоянии двух полисов – Афин и Спарты. Их борьбу нельзя назвать рядовым соперничеством, ведь речь шла не столько о разделе сфер влияния, сколько о противоборстве несовместимых принципов жизни общества: аскетизма и сибаритства, монархии и демократии, лаконичности и склонности к пространным рассуждениям. Несмотря на то что спартанцы не раз одерживали победу, окончательный результат оказался в пользу Афин: в основу европейской цивилизации легла именно афинская культура. Те, кто приезжает сюда, пытается восстановить для себя образ Древней Эллады – страны свободолюбивых и чутких ко всему прекрасному людей, поэтов и философов, атлетов и воинов. Чемоданы постепенно заполняются современными копиями чернофигурных и краснофигурных амфор, фотографиями Акрополя. Прошлое не ушло из Афин, оно шелестит в каждом уголке города – то тише, то громче. Надо только прислушаться.

Большинство афинских музеев – исторические: Национальный археологический музей, Музей Акрополя, Музей Керамика (здесь собраны каменные надгробия разных эпох, найденные при раскопках древнего кладбища – Некрополя Керамика), Музей Бенаки, Музей города Афины. Любители прекрасного могут посетить Национальную картинную галерею, Музей искусства Киклад и Древней Греции, Музей греческого народного искусства. Интересные экспозиции предлагают Музей театра, Естественноисторический музей Гуландриса, Пирейский морской музей. Любители спорта обязательно приходят на Панафинейский стадион, построенный в честь возобновления Олимпийских игр в 1896 году.

Афины были главным городом Аттики - области, расположенной на юге Балканского полуострова. Эта область была богата полезными ископаемыми (глиной, мрамором, серебром), поэтому занимались ремеслами. Земледелие развивалось лишь в небольших и немногочисленных долинах (выращивали виноград, оливки). Главными источниками силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение. Афиняне, создав самый мощный в Элладе флот, активно вели торговлю с колониями, перепродавали полученные товары другим полисам.

Первым из известных сооружений на территории Акрополя считается царский дворец, построенный во времена микенской эпохи (1600–1000 гг. до н. э.). Он был обнесен циклопической стеной, достигавшей 4,5 метра в толщину. Однако даже такие меры предосторожности не спасли город от разрушений: как известно, самый надежный способ взятия крепости – изнутри. При тиране Писистрате на месте дворца был построен храм Афины Гекатомпедон (т. е. «храм длиной в сто шагов»). До наших дней сохранились лишь фрагменты скульптур фронтонов и фундамент. Во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады. И сдержали слово. Наивысшего расцвета город достиг при Перикле, выдающемся государственном деятеле, стоявшем во главе Афинского государства с 443 по 429 гг. до н. э. При нем были введены денежные выплаты гражданам за выполнение ими общественных обязанностей: участие в судопроизводстве в качестве присяжных, занятие различных должностей, служба на флоте. Любопытно, что в этот список входило также посещение театров во время государственных празднеств. При Перикле граждане пользовались равными правами независимо от материального положения, каждый мог выступить с законодательной инициативой в народном собрании. Неудивительно, что правитель пользовался большой популярностью. В 447 г. до н. э. по инициативе Перикла на Акрополе началось строительство. Руководство работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, создавшему архитектурный ансамбль потрясающей красоты.

тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем,

5… ввиду того что существовал такой государственный порядок и

Идеал Афинского образования сводился к многозначному понятию — совокупности добродетелей (калогатия): речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитыми интеллектом и культурой тела. Считалось, что стремиться к подобному идеалу вправе лишь свободный и имущий гражданин Афин. Организованное воспитание и обучение основывались на принципе соревнования (агонистика).  Все афиняне получали домашнее воспитание. Дети свободных граждан обычно воспитывались в семье до 7 лет. Образование девочек на этом заканчивалось, а юноши потом получали возможность учиться в частных учебных заведениях: начальное образование давали мусические школы и палестры (гимнастические школы). Вершиной воспитания и образования считалось пребывание 18-20-летних юношей в эфебии —общественном учреждении, где их учили военному делу. Молодежи привилегированных слоев адресовалось набиравшее силу на рубеже V-IV вв. так называемое новое образование. Его давали мудрецы, которые обучали философии, астрономии, геометрии, естественным наукам, юриспруденции, риторике, поэтике, прививали вкус к утонченным беседам. Более скромными были содержание и задачи женского образования и воспитания.

на богатых и бедных?

обрывистыми склонами, одновременно крепость и

В) балтийским и Северным

заключали союзы и соглашения; избирали высших должностных лиц и заслушивали их отчёты;

Б) Красным и желтым морями

Агора – рыночная площадь.

Что было с теми людьми, которые не могли

Полис – город-государство со своим

Высшим органом в Афинах стало народное собрание —  эк­клесия, в котором участвовали все граждане, достигшие 20 лет. Каждые десять дней экклесия собиралась у подножия Акрополя, а со временем в более удобном месте — театре Диониса. объявляли войну и заключали мир; заслушивали послов других государств;

Кому принадлежала вся земля в государстве?

Демос – простой народ.

Площадь Синтагма является деловым центром столицы. Ее современный облик создают государственные учреждения, банки, офисы крупных фирм и престижные отели. Здесь же находится четырехэтажное здание – бывший дворец первого греческого короля Оттона. С 1933 г. в здании заседает греческий Парламент. У могилы Неизвестного солдата стоит почетный караул эвзонов (национальных гвардейцев). Справа от Парламента начинается Национальный парк, переходящий в парк Заппейон, в котором находится здание Дворца выставок, построенное по проекту Геофила Хансена в 1874–1888 гг., и Зал заседаний (Конференц-зал). Если пройти по аллеям немного дальше, можно выйти к развалинам храма Зевса Олимпийского (когда-то – самому большому языческому храму Греции) и знаменитой Арке Адриана. Афиняне поставили арку в честь этого римского императора потому, что при нем было завершено строительство храма Зевса, начатое Писистратом еще в 515 г. до н. э. На двух фасадах арки читаются надписи: на стороне, обращенной к Акрополю, – «Здесь Афины, старый город Тесея», а на другой, обращенной к святилищу и к той части города, которую построил император Адриан, – «Здесь город Адриана, а не Тесея».

Один из самых колоритных районов Афин называется Плака («плита»). Согласно самой распространенной гипотезе, он получил такое название от широкой каменной плиты, найденной около театра Диониса, во дворе церкви Св. Георгия Александрийского. На его извилистых улицах, обсаженных оливковыми и мандариновыми деревьями, кипит жизнь: щелкают фотоаппараты неутомимых туристов, сидят за столиками открытых кафе греки, попивая кофе или узо. С двух часов до пяти слишком жарко, чтобы куда-то ходить, поэтому жизнь в районе Плаки, как и во всех Афинах, замирает. Но стоит наступить вечерней прохладе, как улицы вновь заполняются людьми и автомобилями. Центральная площадь района – Филомусос Этерия («Общество поклонников Муз») – получила название от одноименного общества, основанного в 1813 г., члены которого ставили перед собой две задачи: изучение античного наследия и защита археологических памятников Афин. На площади множество кафе, ресторанов и клубов, работающих с утра и до глубокой ночи. Здесь же туристы запасаются сувенирами в небольших магазинчиках, прежде чем вновь окунуться в лабиринт узких улочек.

3) Великая колонизация.

не отдавали арендной платы, можно было увести их в рабство и их

СЛАЙД 6. СПАРТА: * Эфоры (5чел.) – осуществляли надзор за ходом и исполнением гос.дел * Герусия - состояла из тридцати человек (не моложе 60 лет), избиравшихся в совет пожизненно. Геронтами становились, как правило, наиболее влиятельные и авторитетные спартиаты, выходцы из знатных семей. Герусия - руководила всеми государственными делами: вырабатывала проекты законов и постановлений, распоряжалась финансами полиса, играла роль верховного суда. Цари – военное командование. * Народное собрание – объявляло войну и заключало мир, принимало законы, избирало должностных лиц (естественно, кроме царей). Но фактически апелла созывалась редко и нерегулярно (обычно по инициативе геронтов), и власть ее была ограничена. Если апелла принимала решение, неугодное герусии, последняя могла отменить постановление собрания и назначить повторное голосование. Тем не менее, согласно положениям «Великой ретры», которые неукоснительно выполнялись, без согласия народа ни одно важное решение не могло быть проведено в жизнь.

Акрополь – верхний город, высокий холм с

СЛАЙД 10. СПАРТА: Воспитание спартиатов — полноправных граждан Лакедемона — преследовало цель подготовить членов военной общины. До семи лет спартиаты воспитывались в семье на попечении нянек-кормилиц, которые славились своим уменьем на всю Элладу. Затем наступало время, когда полис брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Сроки такого воспитания были весьма продолжительными и делились на три этапа: с 7 до 15 лет, с 15 до 20 лет, с 20 до 30 лет. Спартиаты получали минимальные навыки чтения и письма, изучали музыку и пение, их приучали к немногословию. Зато физическая подготовка, закаливание были чрезвычайно насыщенными. Воспитанники всегда ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках. Во время инициации подростка подвергали болезненным испытаниям, в частности публичной порке, которую следовало выдерживать без стонов и слез. (2 этап)Подростки и юноши должны были, например, сами добывать еду. К 20 годам эйрен получал полное вооружение воина и затем еще в течение десяти лет постепенно приобретал статус полноправного члена военной общины. Воспитание девочек и девушек-спартиаток мало отличалось от мужского. Оно состояло, по преимуществу, из физических и военных упражнений с диском, копьем, дротиком, мечом. В столь же малом объеме давалась общеобразовательная подготовка. Афинский политический деятель Перикл (ок. 490-420 гг. до н.э.) говорил: «Воспитывая, спартиаты готовят мужественных молодых людей. Но мы с нашей жизнью без принуждения не уступаем им, и, если нужно, готовы к грозным сражениям». Вопрос: чего не хватило афинской демократии для победы над Спартой и сохранения независимости? СЛАЙД 11-12. НАСЛЕДИЕ АФИНЫ: После себя оставили огромное наследие: множество памятников архитектуры и искусства (часть, к сожалению, не сохранилась), философские и научные труды, на которые опираются и сегодня. Самым главным достижением афинян является демократия, к которой стремится большинство современных государств. слайд 13. СПАРТА: Гипертрофированная военная подготовка, фактическое невежество молодого поколения — таким выглядел результат одного из первых в истории опытов государственного воспитания. В человеческой цивилизации спартанская культура и воспитание оказались малопродуктивными. Не случайно Спарта не дала ни одного крупного и яркого мыслителя или художника. Впрочем, традиции физического воспитания, закаливания подрастающего поколения стали предметом подражания в последующие эпохи.

А) Ионическим и Эгейским

К чему могло привести такое положение

нетпринт

телом человека, обитавшее в

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

Этот полис располагался на юге Пелопоннесского полуострова, в плодородной долине реки Эврот. Спартанское государство образовалось приблизительно к IХ в. до н.э. и сначала состояло из пяти поселений греков-дорийцев. Затем, путем постоянных войн, они захватили себе землю и рабов-илотов, которые обрабатывали её. Вести торговлю могли только периэки (люди, находившиеся под властью Спарты, в отл. от илотов были лично свободные), для спартанцев это занятие было запрещено, как и ремесло. В результате Спарта оставалась земледельческим полисом с замкнутой экономикой. Торгово-денежные отношения были здесь развиты слабо. Не допускалась частная собственность на землю.

13. Великая греческая колонизация

Район Монастираки славится тем, что здесь можно купить все, что угодно. Если нужно найти что-то редкостное или старинное, не имеет смысла искать в другом месте. Центральная площадь постоянно заполнена людьми, которые продают и покупают антиквариат и современные копии древностей, старинную мебель, зеркала, музыкальные инструменты и граммофонные пластинки… Некоторые туристы часами бродят по Монастираки как по музею под открытым небом. Ведь покупать что-то совсем не обязательно, а за осмотр денег не берут. По периметру площади находится множество маленьких таверн, в которых посетителям предлагают выпить знаменитого греческого вина или узо (анисовой водки) и отведать блюда национальной кухни.

СЛАЙД 5. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ: АФИНЫ

Чем простой народ был недоволен?

таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же

Афины условно можно разделить на старый город, центральные районы, пригороды и порт Пирей. Большинство достопримечательностей греческой столицы сосредоточено в треугольнике, образованном тремя площадями: Синтагма (площадь Конституции), Омония (площадь Согласия) и Монастираки. От них начинаются главные магистрали столицы. Это самые оживленные и многолюдные районы города. Неподалеку от площади Синтагма расположены практически все достопримечательности Афин: Плака, Акрополь, Афинский кафедральный собор (Митрополи), Национальный сад и византийская церковь Капникарея, одна из самых оживленных торговых улиц Афин – Эрму (Гермеса), а также площадь Колонаки.

большинство народа было в порабощении у немногих, народ

вообще земля была в руках немногих. При этом, если же бедняки

Нельзя сказать, что судьба греческой столицы была легка и безоблачна. За историю своего существования Афины множество раз подвергались разрушению, на некогда многолюдных улицах паслись стада коз. Греко-персидские войны, борьба с Турцией, междоусобицы не раз вынуждали жителей отстраивать город. Огромный ущерб археологическим памятникам был нанесен охотниками за древностями, продававшими иностранцам фрагменты статуй, барельефов – всего, что случайно попадало в руки во время полевых работ… Живые камни Афин могут многое рассказать.

2… В течении долгого времени происходили раздоры между

2) Древнегреческие полисы.

правительством, войском и территорией.

немногих), но главное было то , что бедные находились в

запутанных коридоров?

и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем,

заплатить арендную плату?

нетфликс

Чудовища с головой быка и

Каким морями омывается

Однако не стоит думать, что все достопримечательности Афин относятся к античной эпохе. Византийская империя также оставила свой след в греческой столице. Об этом периоде истории Афин рассказывает экспозиция Византийского музея. Наиболее значительные памятники того времени – маленькие изящные церкви: церковь Св. Апостолов, церковь Капникарея (XI в.), Панагия Горгоэпикоос (или Айос-Элефтериос, XI в.). Невозможно обойти вниманием Афинский кафедральный собор – Большую Метрополию (Митрополи).

Илоты - порабощенные жители Мессении . Они предоставлялись в распоряжение спартиатов, обрабатывали их землю и отдавали им около половины урожая. Илотия была специфической формой рабства. Илоты практически самостоятельно вели свое хозяйство, не были товаром, подобно рабам, и свободно распоряжались оставшейся у них частью урожая. Их экономическое и социальное положение было близким к положению крепостных крестьян. Предполагается, что они имели семью и образовывали какое-то подобие общины, являвшейся коллективной собственностью общины спартиатов. Они могли выкупиться на свободу, но в других отношениях были совершенно бесправными

даровали и упраздняли гражданские права.

Юная богиня красоты и любви?

государственный строй был олигархическим (то есть властью

Афины… Для всего человечества этот город является символом древнегреческого искусства и культуры. Его легко узнать по фотографии благодаря Парфенону и Пропилеям. Речи афинских ораторов – Демосфена, Лисия, Исократа – цитируются в современных учебниках риторики; Цицерон обучался в Афинах искусству красноречия; легендарный царь Тесей, победивший Минотавра, был афинянином; Аристофан, получивший имя «отец комедии», – также. Афиняне верили, что и выращивать пшеницу, и строить корабли впервые начали именно здесь. И почти не сомневаются в том, что их город был родиной великого Гомера. Граждане древних Афин гордились бы своим городом еще больше (если это только возможно), услышь они хотя бы малую часть дифирамбов в честь прославленных храмов, портиков и скульптур, дошедших до нашего времени.

Акрополь – священная скала, которая в древности была местом проведения главных религиозных торжеств. Участники процессий проходили через Пропилеи – парадный вход на Акрополь, который украшался пышными гирляндами из ветвей лавра и цветов. Пять проходов делили толпу на потоки, сливавшиеся на священной территории. В левом крыле Пропилей располагалась Пинакотека – собрание картин, принесенных в дар Афине, в правом – хранилище рукописей и помещение для привратника и стражи. Справа от Пропилей на укрепленной скале стоял маленький ионический храм, известный как храм Ники Аптерос. В центральной части Акрополя возвышалась огромная бронзовая статуя Афины-Воительницы работы Фидия, а за ней был виден Эрехтейон – храм Афины и Посейдона, построенный на месте давнего спора олимпийцев за обладание Аттикой. По преданию, Посейдон и Афина, желая склонить людей на свою сторону, преподнесли им дары. Посейдон ударил трезубцем в скалу, и из нее забил источник. Правда, он был соленым – повелитель морей не властен над пресной водой. Афина, не зря считавшаяся богиней мудрости, подарила афинянам оливковое дерево – и победила. В Эрехтейоне некогда находилась деревянная статуя богини, по легенде, упавшая с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа. С запада к храму примыкало святилище Пандросы – богини росы. Но самым прекрасным зданием Акрополя был храм Афины Парфенос (Парфенон), возведенный в V в. до н. э. Для того чтобы построить его, афиняне подсыпали холм с южной стороны Акрополя. Храм был украшен работами великого Фидия, большая часть которых известна нам лишь по копиям. Здесь хранились священные деньги богини и казна Афинского морского союза. Даже если бы удалось собрать все утраченные фрагменты, мы все же не смогли бы увидеть Парфенон таким, каким он представал перед древними греками. Ведь все архитектурные детали, скульптуры и рельефы были ярко раскрашены. Поднимающийся к небу храм можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина. Подплывающие к берегу мореплаватели ориентировались на блеск копья и шлема Афины-Воительницы. К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театр Диониса (VI в. до н. э.), Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний второй половины V в. до н. э.), театр Герода Аттика (II в. н. э.), святилище Асклепия, стоя[1 -  Стоя  в древнегреческой архитектуре – общественное сооружение, галерея, иногда двухъярусная, для отдыха, прогулок и бесед.] Эвмена.

святилище, где стояли храмы.

У Афин репутация города, который никогда не спит. Но это особая «бессонница», совсем не похожая на азартный угар Лас-Вегаса или романтические ночи Парижа. Здесь все уютно, почти по-семейному. Греки развлекаются дружными компаниями, поют, танцуют. Для туристов организованы экскурсии по ночному городу. Подсветка главных памятников превращает Афины в сказочный город, которым лучше всего любоваться с высоты Ликавитоса, поднявшись на фуникулере. Есть и более изысканные развлечения, например ночные спектакли, проходящие на древних сценах. Рестораны и таверны предлагают не только традиционные блюда греческой кухни, но и разнообразные музыкальные программы.

СЛАЙД 9. ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ. АФИНЫ:

Кто выковал щит Ахиллесу?

СЛАЙД 7. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ: 1. Афинские граждане. По закону Перикла всей совокупностью прав и привилегий пользовались только те лица (мужского пола), у кого отец и мать были природными и полноправными гражданами Афин. Гражданство приобреталось с 18-летнего возраста. Затем в течение 2-х лет юноша проходил обязательную военную службу. Равенство граждан закреплялось формально. Но фактически существовало классовое неравенство. - Богатые граждане (родовая аристократия и богатые граждане, не имеющие родословной). Выполняли почетные повинности – литургии (оплата музыкальных или спортивных мероприятий, оснащение корабля и командование им в течение года). - Люди среднего достатка с земельными наделами не больше 10 га - Это была социальная опора полиса, составляли большинство. - Бедные – феты. Составляли большую часть населения граждан (почти 2/3 от числа всех свободных граждан). Не имели претендовать на занимание какой-либо должности. Влачили жалкое существование.

Периеки занимали в правовом отношении промежуточное положение между спартиатами и илотами. Они обладали имущественной правоспособностью, но не пользовались политическими правами и находились под надзором особых должностных лиц - гармостов. На них распространялась военная обязанность. Основное занятие периеков - торговля и ремесло.

10. Самые крупные полисы Греции Афины

9. Беседа по вопросам к документу.

СЛАЙД 4. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

1. Тема: Греческие полисы и Великая греческая колонизация.

нет звука

СЛАЙД 2 . СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (пункты)

СЛАЙД 1. На протяжении всего своего существования Древняя Греция не знала единой централизованной власти, хотя попытки установить ее были. Относительно устойчивые и крупные объединения полисов возникли во время войн с Персией. Их возглавили два самых могущественных полиса — Афины и Спарта. История Афин — это история становления и победы античной демократии, в то время как Спарту принято считать консервативным государством.

15. Домашнее задание

Гипомейоны (опустившиеся спартиаты) - Однако эти ограничения не могли предотвратить развитие имущественной дифференциации. Поскольку земельные наделы наследовались только старшими сыновьями, остальные могли получить лишь выморочные наделы. Если таких не было, они переходили в разряд гипомейонов (опустившихся) и теряли право участвовать в народном собрании и сисситиях.

Совет Пятисот (буле) функционировал посто­янно: решал текущие государственные дела, руково­дил финансами и торговлей, контролировал состоя­ние флота и арсенала, следил за благосостоянием города и работой должностных лиц.

Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на

Афины расположены в центре Аттической равнины. Обрамлением города служат горные вершины Парнет (1413 м), Гиметт (1026 м), Пентеликон (1109 м), Эгалеос (465 м). В центре находится два холма: всемирно известный холм Акрополь и Ликабет (Ликавитос), на вершине которого поднимается к небу церковь Св. Георгия. Существует интересная легенда о том, как гора Ликавитос оказалась в Афинах. По преданию, богине Афине хотелось, чтобы ее святилище на Акрополе было поближе к небу. Для осуществления своего плана она направилась на гору Пентеликон и оторвала от нее большую скалу, чтобы водрузить ее поверх акропольской. Но на обратном пути две черные птицы сообщили ей о событиях, в которые она немедленно должна была вмешаться. Богиня, разгневанная дурными известиями, бросила скалу вниз, а затем и вовсе забыла о ней. Огромная (278 м) скала так и осталась лежать по соседству с Акрополем. В древности склоны холма были покрыты густым лесом, а на вершине находилось святилище Зевса. Но за годы турецкого владычества они опустели. Восстановление флоры горы было начато в 1880 г. и завершено около 1915 года. Современный Ликавитос, как и встарь, покрыт соснами и кипарисами.

Эрму, Карайорги Сервиас, Митрополеос, Вулис, Никис, Праксителус и Периклеус – самые известные торговые улицы города. Здесь можно купить шубы, сшитые мастерами Касторьи, изделия из золота и серебра с современными и древними мотивами отделки, женскую, мужскую и детскую одежду, товары для дома, вышивки и многое другое. Все это разнообразие находится неподалеку от Синтагмы.

Улица Панепистимиу (Университетская) имеет более строгий облик. Стоящие на ней здания Университета, Академии и Национальной библиотеки были построены в конце XIX в. и по сравнению с Парфеноном кажутся совсем «юными». Одно из красивейших зданий в Афинах – дворец Илмона – известно еще и тем, что здесь жил знаменитый археолог Генрих Шлиман, обнаруживший древнюю Трою. Коллекция золотых украшений, негласно называемая «троянским золотом», является жемчужиной экспозиции Археологического музея. А сам дом неизменно умиляет туристов: потолок расписан амурчиками-кладоискателями с лопатами и кирками.

8. Аристотель. Афинская полития.

порабощении не только сами, но также их дети и жены.

Всего в шести километрах от Афин находится монастырь Кесарьяни, основанный в XI веке. Внутри крестово-купольной церкви сохранились фрески, принадлежащие кисти мастеров Критской школы, а росписи в нартексе[2 -  Нартекс  – притвор, помещение в христианских храмах, предназначавшееся для лиц, не имеющих права присутствовать на богослужении.], пристроенном позже, исполнены художником Иоаннисом Ипатиосом (XVII в.). Чуть дальше – известный своей мозаикой монастырь Дафнии, построенный на месте святилища Аполлона. О военной славе афинян (а заодно – и о спорте) напоминает Марафон. Сейчас здесь находится озеро-водохранилище с мраморной дамбой, снабжающее Афины питьевой водой. Пирей, главный афинский порт, расположен в глубине Саронического залива. Некогда он был крупнейшим античным портом, да и теперь является важным транспортным узлом. Порт разросся до размеров небольшого городка, входящего в Большие Афины. Здесь часто проводятся различные мероприятия всегреческого масштаба. В Пирее два театра – летний открытый театр Кастеллы и городской театр, множество таверн, в которых исполняют народную музыку. Еще один порт Афин – воздушный – называется Элникон. Туристы, прибывающие в город по воздуху, не могут сдержать удивленных возгласов, когда самолет, приземлившись на посадочную полосу, сворачивает на мост, ведущий к зданию аэропорта. Действительно, такого нигде не увидишь. Следующее, что бросается в глаза, – это плакаты, посвященные предстоящей Олимпиаде. Афиняне тщательно готовятся к этому событию.

2. Не граждане (иностранцы) – метеки – 15-20% населения. Свободное, но неполноправное население. Обычно, это выходцы из других полисов-государств, их потомки. В отличие от полноправных граждан метеки не имели права на получение земель из общественных фондов, не имели права вступать в полноценный брак с афинянами, не принимали участия в полисных праздниках и театральных представлениях, в спортивных состязаниях (олимпиадах), редко признавались свидетелями в суды

Афины поражают своим гостеприимством – искренним, от всего сердца. Круглый год здесь что-то происходит: то Афинский фестиваль в Театре Герода Аттика, длящийся с июня по сентябрь, то фестиваль народных танцев, то широко известное за пределами Греции представление «Звук и Свет», плюс невероятное количество городских фестивалей. Афинский Дом оперы дает более 200 представлений в год, а Большой концертный зал, известный своей прекрасной акустикой, дарит слушателям потрясающие впечатления. Искусство и наука здесь в почете – с благословения божественной покровительницы. Но ее влияние сказалось и в другом. Греческая столица неуловимо женственна. О ней хочется говорить как о прекрасной незнакомке, в которую можно влюбиться с первого взгляда, прожить рядом с ней всю жизнь, но так никогда и не узнать полностью.

Древнейшая из столиц Европы. Временем ее основания считается IX–VIII вв. до н. э. Город был посвящен древнегреческой богине мудрости – любимой дочери Зевса Афине Палладе. Вероятно, она была милостива к афинянам, ведь находящийся под ее покровительством полис был одним из крупнейших и богатейших в Греции, а его слава распространилась далеко за пределами страны. Туристы всего мира съезжаются в Афины, чтобы полюбоваться Парфеноном, пройтись по Акрополю, прикоснуться к истории… И с удивлением обнаруживают, что Афины – это не только огромный музей под открытым небом, но и современный и очень динамичный город с населением около 5 млн человек, производящий, кстати, две трети всей промышленной продукции Греции.

2. Проверка домашнего задания

3. Бесправные – рабы (33-35% населения). Находился в полной власти хозяина. Раба можно было продать, купить, сдать внаем. Он не мог иметь семью. Дети от раба являлись собственностью хозяина. Закон запрещал убийство раба хозяином. Если раб совершал преступление, заслужившее казни, то данное дело рассматривал суд.

Существовало ли в Афинах деление общества

восстал против знатных.

нетскул

Кто управлял государством?

… Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самым

За счет чего жили бедные?

За совершенные против полиса преступления, религиозные или семейные проступки граждане могли подвергнуться пожизненной атимии – лишению прав гражданства без изгнания (лишение прав доступа на рынок, в святилище, в органы власти)